Истории

Сюжет для романа о жизни без клише

Есть типовой сюжет для романа. Обычная девушка и роскошный мужчина сталкиваются по воле случая. Вопреки логике и здравому смыслу между ними проскакивает искра. Они противятся своим чувствам, скорее всего, невозможным по какой-нибудь более или менее правдоподобной причине, а потом внезапно понимают, что их страсть разрушит любые стены. Решившись броситься в этот омут с головой, в отличие от читателя, они ещё не предполагают, что перед третьим, завершающим актом этой пьесы им предстоит расстаться и пережить сокрушительную боль, чтобы хеппи-энд получился максимально ярким и проникновенным. Конечно, у подобного жанра множество поклонников. Но, давайте говорить честно, какое отношение классическая история Золушки имеет к реальной жизни? Чем она может помочь? Какие свежие идеи для воплощения предложить? Так не пора ли прекратить читать сказки и начать думать над той действительностью, в которой мы живём, а вместо того, чтобы ждать мифического принца, попытаться построить настоящие отношения, невзирая на их вопиющую неидеальность?

Именно такого мнения придерживается современная писательница Юлия Каменева и на примере героев книги «Давай прокатимся верхом» раскрывает свою позицию. О чём эта история? Можно было бы сказать, о любви. Но этот ответ не будет полным. Тогда о чём ещё? О семье, материнстве, женской судьбе, предназначении, природе, самореализации… Список можно было бы продолжить, но зачем, если разумнее дать более короткий ответ: «Давай прокатимся верхом» — книга о женской судьбе и человеческих взаимоотношениях со всеми их противоречивыми гранями.

Произведение Юлии Каменевой нежное и местами меланхоличное. В нём есть красивые, романтические образы, которые добавляют оттенков обыденной повседневности, ставшей фоном для истории: «У Нади больше не было партнёра, который бы кружил её в танце так заботливо и с любовью… Слеза упала прямо на танцующую пару, проникла в механизм, и мелодия сменилась неприятным скрежетом». Завязкой сюжета является крах иллюзий о благополучной жизни, которую вела главная героиня, закрывая глаза на проблемы, уже существовавшие в её семье и жизни в целом: «Иван смотрел на Надю и понимал, что она сейчас ещё более несчастна, чем в их последнюю встречу. Все эти её светские приёмы, дорогие фитнес-клубы, поддержание имиджа успешной женщины, счастливой жены богатого человека — это не то, не её счастье. Такая красивая и такая грустная…»

Но как разорвать путы, мешающие дышать? Новое начало — это сложный шаг. Его нужно сравнить с подъёмом на крутую гору. Эту метафору можно смело использовать для описания сюжетных перипетий, через которые пройдут персонажи книги и читатели. Все ветки, которые автор считает значимыми, развиваются параллельно. Не получится разделить жизнь на составляющие, ведь здесь, как и в действительности, она является понятием цельным и многокомпонентным. А потому бессмысленно говорить, что тут важное, а что второстепенное.

Надя и её бывший муж? «Слёзы тихонько покатились из моих глаз. Когда мой любимый Вадим успел стать таким далёким от меня? Что я сделала не так? Почему моё тело не принимает его с такой же страстью, как раньше?..» Вряд ли, ведь это уже прошлое.

Сестринские отношения? «Все мои детские воспоминания так или иначе связаны с сестрой…» Но ведь семья, в которой мы выросли, какую бы ценность она ни имела, не может стать всем во взрослой жизни.

Новое увлечение конным спортом и поиск себя в единении с природой? «Даже и не предполагала, как же это здорово — конные прогулки, дикая природа, просторы полей…» Интересная и необычная для романа тема, но было бы глупо думать, что исключительно на хобби или даже целой карьере можно построить счастье.

Материнство? «А ведь я каталась на лошадях, и даже галопом. Но ребёночек не давал о себе знать и крепко держался, мой малыш. Это чудо! Это чудо! Мне, сорокаоднолетней женщине, не ужившейся с четырьмя мужьями и даже не мечтавшей о таком счастье, вдруг несказанно повезло!» Только можно ли стать хорошей матерью, не имея больше ничего за душой? Не найдя себя? Не выстроив своей системы ценностных ориентаций? Не обретя внутренней гармонии?

Тогда, получается, вновь остаётся та самая, набившая оскомину пресловутая любовь? Но и она не может стать целым миром. Просто потому, что так не бывает. И Юлия Каменева, хоть и выписывает эту немаловажную линию по классике, то есть с традиционными и привычными читателю «тремя актами», это понимает. А потому кому-то может показаться, что чувства не столь уж сильны, раз не могут перечеркнуть такие прозаические материи, как честь, долг и совесть, а антураж недостаточно ярок из-за своей привычности.

Вот только именно в этом вся соль и весь смысл. Именно в натуралистичности и отсутствии приукрашений, в многогранности и многокомпонентности повествования, в сложности эмоций и отсутствии романтических экзальтаций. Юлия Каменева пишет о настоящем, а не о выдуманном. Через свою книгу «Давай прокатимся верхом» ведёт разговор с обычными женщинами, которым никогда не стать героинями мексиканской мыльной оперы или британского готического приключения. И из этой беседы можно вытащить немало полезного о любви, семье, судьбе, отношениях. Обо всём, что упоминается на страницах и не должно быть проигнорировано.

НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ